Обсуждаем письмо перьевыми ручками и всё, что ему сопутствует: перьевые ручки, чернила, различные виды пишущего пера, обслуживание ручек, свойства чернил различных мировых марок, подбор чернил к конкретной модели ручки, регулировка и настройка ручки для получения заданной ширины и насыщенности линии, обсуждение бумаги для комфортного письма перьевой ручкой.
Содержание раздела
- Вступление: магия чернильного письма
- Моя коллекция чернил
- Впечатления о производителях перьевых ручек
- Любуемся каллиграфией
- Чернильные испытания:
- чернила Diamine Damson
- чернила J.Herbin – Perle noire
- чернила Lamy Blue-Black
- чернила Kaweco Royal Blue
- чернила Diamine Eclipse
- чернила J.Herbin 1670 – Rouge Hematite
Магия чернильного письма
Сейчас многим случайным посетителям этой страницы будет непонятно, зачем тут выложены какие-то списки чернил, перьевых ручек, что это вообще за незнакомый сложный фетиш? Да, пишущие инструменты за свою историю претерпевали некоторую эволюцию. В моё детство железное перо на деревянной палочке и полагающаяся к нему в комплект склянка с пачкучими чернилами были основным пишущим инструментом не только для всей страны, но и всего мира. Затем пришли шариковые ручки, фломастеры. Потом капиллярные ручки. Потом гелевые. Роллеры. Дальше я перестал отслеживать ситуацию и тенденции, используя в письме либо то, что дают на работе, либо то что неплохо выглядит и приемлемо по цене. Но однажды поймал себя на мысли, что весь этот инструментальный “фастфуд” утратил магию, некое волшебство письма, о котором раньше я и не задумывался. Отчего-то вспомнилась школьная перьевая ручка и связанные с нею ощущения, которые почему-то больше не повторяются в нашей суматошной жизни.
У каждого коллекционера перьевых ручек и чернил найдётся своя подобная история. Отчего возникает ностальгия по старому способу письма, почему именно в данный период жизни, что это за такая магия чернильного письма – вопросы примерно за гранью логического понимания жизни, но это происходит. И судя по специализированным форумам и сайтам – весьма нередко.
Однако, как ручки становятся предметом коллекционирования – ещё вполне понятно. Ручки могут выглядеть солидно, внушительно, изысканно, утончённо, и сами по себе могут быть предметом любования как дизайнерский продукт, несущий то или иное внешнее впечатление. А вот с чернилами что за история? Это объяснить ещё труднее. Раньше чернил было немного разновидностей: 2 официальных цвета – синие и чёрные для деловых бумаг и документов, пара фривольных – зелёный и красный, ну и какой-то переходный цвет – фиолетовый. И что тут коллекционировать? Даже сегодня, даже увлечённые любители письма перьевой ручкой порой ограничиваются строгим набором двух цветов – синим и чёрным, всё остальное считая баловством. Но для остального множества коллекционеров стало ошеломительным открытием, что цветов чернил бывает более десятка в скромном представлении, и более сотни у развитых производителей мечты, особой магии поиска оттенков.
Объединяя воедино перьевую ручку и её пишущее сырьё – чернило, нетрудно понять особенное впечатление от использования этого инструмента. Достаточно вспомнить азиатские фильмы, где искусство каллиграфии преподносится столь же элитным, как и искусство управления и военное дело. По существу, в начертании символов с помощью пера и чернил (туши) кроется медитация, объединяющая внутренний мир пишущего человека с его пониманием мира внешнего. Начертание символов человеком с одной стороны проявляет тонкости его характера наружу, а с другой стороны, завораживая, погружает человека в мир внутренний. Пожалуй, самое понятное в процессе письма – это именно медитация, или аналогичное ей состояние концентрации. В то же время, это и процесс творчества. С практической точки зрения, это и фиксация мысли на бумаге. Казалось бы, ну при чём тут перо? Возьми шарик, фломастер и записывай мысли сколько хочешь. Гладкость современных шариков в дорогих именитых производствах уже многократно превосходит возможности пера, зачем этот анахронизм? Но тут не всё просто. Вот вы возьмите элитный шарик и пишите… пишите. И что? Магия есть? Медитация? Волшебство? Ну нету. Шарик – он безвольный. Гладкий, круглый, вертится во все стороны сразу, никакой в нём нет индивидуальности. Пишешь себе и пишешь, наскоро, послушно, гладко. Фастфуд он и есть фастфуд. Никакого единения миров в таком письме не происходит, как ни напрягайся. Другое дело – перо. Каждое перо индивидуально. Оно не станет писать в любом положении, какое вам захочется, под любым наклоном. К перу нужно найти подход. На пере нужно сосредоточиться. Изучить его пристрастия, предложить ему те или иные чернила, оценить их взаимодействие с пером и бумагой. И как только к перу найден подход, оно пускает тебя в таинство медитации письма и находит подход уже к тебе самому. И здесь даже практически не важна цена пишущего инструмента: перо индивидуально за любую цену.
И вот когда твоё взаимодействие с пером становится ясным, ты можешь добавлять в это содружество совершенно разные оттенки, цвета, нюансы эмоций, которые ты прикладываешь к записанной мысли. Спектр конечных результатов на бумаге при этом становится почти бесчисленным.
Я далёк от объяснения пристрастия к перьевым ручкам какими-то повседневными и утилитарными благами типа меньшей усталости при письме, ускорения скорописания, улучшения почерка, – каждое из этих теоретических благ можно легко опровергнуть, занявшись практикой. Писать пером гораздо тяжелее, не смотря на порой лучшее скольжение, чем у большинства дешёвых презренных шариков. И почерк скорее удивит вас своей кривизной, чем при опоре на тугой и тормознутый шарик с дешёвой вязкой пастой: специфическое сопротивление порывам вашей кисти как раз скорее сгладит неидеальное управление рукой, придаст округлости, уберегая линию от избыточно нервных и дёрганных движений; перо же передаст всё как есть, обнажив всё несовершенство и нервозность вашего самоконтроля. Я не искал бы утилитарных объяснений в пристрастии к письму пером. Тут есть совершенно конкретная магия состояния, магия цвета, магия контура, линии, самообладания. Это искусство каллиграфии, как бы вы ни понимали это слово согласно своему кругозору. И не надо тут стесняться эфемерности своего увлечения. Не все вещи нужно объяснять окружающим, особенно приземлённым и общепонятным образом. Пусть это будет ваш, мой, маленький секрет внутреннего мира в поиске гармонии. И пусть этот поиск будет бесконечно разнообразным.