О музыке, zvukoman.ru

Раздел заметок о музыке и музыкальных явлениях, не претендующий на уникальность. Открываем новые имена, слушаем примеры композиций. Делимся впечатлениями.


мамбуруМАМБУРУ | или что-то свело...

| 2011-11-16 | о музыке |

"Ногу свело" - очень странный коллектив, творчество которого целиком состоит из двух равноправных слагаемых - очень специфического (детского) чувства юмора и столь же детской резвой непосредственности, часто полностью исключающей и чувство меры и чувство вкуса. Не удаётся вспомнить ещё хоть один широко известный российский коллектив, которому было бы в такой же мере нестыдно публично выглядеть и смешным и убогим одновременно. Однако, артисты не только не чураются своего юродивого амплуа, но даже, кажется, всеми силами стремятся его преумножить. Даже фирменная улыбчивая придурковатость группы "Дюна" смотрится лишь безобидной и добродушной олигофренией на фоне воинственной и буйной имбецильности НС.

А ведь стоило бы вспомнить, что первый диск "Ногу свело", принесший ему широкую известность хитом "Хару-мамбуру", вообще не включал в себя вокальной текстовой составляющей (сложная поэтика вышеупомянутого хита конечно же не является текстом). И в этом направлении видится, казалось бы, спасение и перспективное неизбитое направление развития. Но не сложилось. Сразу вслед за дебютом группу взорвало и снесло неуёмным словотворческим потоком. Им же разорвало на куски и разметало по колее первоначальное идеологическое направление НС. При дальнейшем феерическом развитии группы его, получается, и не было вовсе. Причём, с музыкально-текстовой составляющей становилось тем хуже, чем более серьёзные темы пытался освоить и покорить главный интеллектуальный рулевой коллектива.

Как бы ни любил шутить, дурачиться и зажигать каждый из нас, примерно к 15 годам большая часть людей приобретает осмысленное понятие, над чем в этой жизни можно стебаться, а над чем - "лучше не надо" с общечеловеческих позиций. В случае с НС этот навык не был сформирован, чем группа удивляет, веселит и пугает одновременно. Музыкальная зрелость коллектива пытается опережать зрелость моральную и интеллектуальную, но и здесь всё время не обходится без перекосов. Слушать НС удаётся не всегда: бывает - вдруг сложилась и мелодия, и даже звук на уровне, и это подкупает; но стоит хоть на минуту расслабиться, как рискуешь получить по балде невиданным пыльным мешком из текстовой несваримой ахинеи. В другой раз, вроде бы и текст можно терпеть, и даже мелодия задорно складывается, как вдруг из динамика выскакивает озорная обезьянка и начинает кидаться какашками. Расслабиться и слиться с музыкальным продуктом коллектива не удаётся ни в первом, ни во втором случае. Потому что слиянием с выбранной музыкой ты заявляешь свою тождественность идеям музыканта. А в данном случае ощутить свою тождественность - да Боже упаси! Предпочтительнее иногда, издалека, тихонько, и лучше за пределами вольера. За этим культурным явлением приятнее всего наблюдать с приличной дистанции.

А ведь и то верно - явление. Группа, подобная этой, могла возникнуть лишь тогда, когда возникла. Это целиком и полностью детище своего времени - времени, когда серьёзный и напыщенный "русский рок" был обесценен вседозволенностью и утратил функцию социального клапана, через который происходил сброс негатива и неприятия ситуации в стране. "Перемен", которых "требовали наши сердца", народу к тому времени уже хватило выше крыши. Все перемены вылились в пшик открываемого лимонада, ругать власть и ситуацию в стране стало можно, стало модно, но эта мнимая свобода и патетические баллады почему-то ни к чему не приводили. Наступило время разочарования и таких вот смешных демаршевых творческих направлений. "Митьки" в апофеозе бессмысленности своего искусства, асоциальная "Дюна", сценические аморальные вакханалии Гарика Сукачёва, комичный анархизм "Ногу свело", беспечный и добродушный раста-пофигизм "Манго-Манго". Это было здоровым нигилизмом переходного периода потери народом старой идеологии и отсутствия новой. Период отрицания всего, включая себя, и какого-либо серьёзного смысла в себе. Только вот период прошёл, а "Ногу свело" осталось. Выдумывать свою идеологию музыкантом приходилось на ходу, или просто "на коленке". Потому тематику коллектива шатает нешуточно и разве что не бьёт об стены.

Иногда самым лучшим движением вперёд бывает решение остановиться. Но когда есть неистраченный запал нешуточной детской энергии - ну что тогда делать... тогда бывают варианты.


©MG 2011-2017, zvukoman.ru